Бирдекель, что это такое?

Бирдекель, костер, бирмат. Подставка под кружку.

Бирдекель – это слово происходит от немецкого bierdeckel, что значит «крышка для пива». Казалось бы, при чем тут крышка? Все дело в распространенной традиции Германии XIX века закрывать пивные кружки крышками, чтобы защитить напиток от насекомых и пыли. Только для богатых людей крышки изготавливались из олова и были несъемными, тогда как менее состоятельные граждане накрывали пиво круглыми кусочками фетра. Именно на эти фетровые бирдекели кружки пива иногда ставили, чтобы удалить стекающую пену.

Бирдекель (нем. Bierdeckel “Пивная крышка”) — подставка под кружку, предназначенная для защиты стола от царапин и капель пивной пены.

Бирмат от английского beermat (beer – пиво, mat – коврик). Подставка под кружку для пива также может назваться тацек (по-чешски).

Но если речь идет об обычной чашке, которой требуется подставка под горячее, то чаще употребляется слово костер (от англ. coaster), что значит «коврик для чашки».

Не все поверхности стойко выдерживают воздействие влаги или температуры, поэтому бирдекель поможет предотвратить безвременную порчу стола. Защитит он и от возможных царапин, которые оставляют кружки на стеклянных и лакированных поверхностях.

Аксессуар может быть изготовлен из чего угодно: дерева, камней, фарфора, кожи, ракушек, стекла или пробки.

Примеры моих работ.

Один мой старый знакомый, примерно полгода назад, заказал у меня обложку на паспорт с гусем, а теперь у него есть набор бирдеклей из четырёх гусей: белый, серый, чёрный и красный.

Для их перевозки и хранения была сделана специальная коробочка, покрытая лаком.

С обратной стороны только шов по краю изделия.

И он точно ими уже пользуется))

Люблю когда вещи, сделанные мной, не лежат без дела.

Ещё один пример.

Один чудесный пикабушник, помимо прочего, заказал для себя пару бирдеклей. Что-то мне подсказывает, что он является поклонником мира Warcraft))

Они одинаковые, с одной стороны здесь символ орды, с другой стороны надпись.

Как всегда рада конструктивной критике, адекватным комментариям и советам.

Найдены возможные дубликаты

Не практично. Один раз пролил на них липкое и хана прошивке.

Проливала сок, вино красное, пиво, кофе и чай. Уже полгода пользуюсь.

Что-то не верится. если бы это было правдой, нитка светлая потемнела бы.

Так она вон местами и потемнела, просто после застолий протираю влажной тряпкой, а нитки воском пропитаны.

Какая-то реклама стыдливая. Зачем визитка (или ценник?) замазана? А если не реклама, то зачем визитка на каждом фото?

И вообще, смысл шифроваться, если сам пост как реклама и ссылка в конце.

Ну из рекламы здесь только моё имя, и ссылка в вк, а там номер же ещё указан. Да и скорее хотелось показать просто, что я делаю и как.

Ну не будьте такими застенчивыми. Из рекламы здесь только пост.

Потому фотографии без визиток для Пикабу отдельно не сделала, а с визитками всегда фотографирую для Инстаграмм. На визитке есть номер телефона, слоган и соцсети в которых меня можно найти.

а как можно заказать? и сколько стоят?

Меня достаточно легко найти по нику в вк или инстаграме.

В конце поста ещё указала ссылку.

Там уже всё могу рассказать подробнее)

О сообществе

Умеешь делать что-то своими руками? Поделись этим умением со всеми!

Вопросы и ответы найдете вот тут -> FAQ

Общий чат Telegram

Прежде чем постить в сообществе, прочтите руководство.

1. Общение строится на взаимном уважении и доверии.

2. Старайтесь не делать грамматических ошибок в сообщениях – это создаст негативное впечатление о вас. Грамотность – залог комфортного пребывания в Сообществе.

3. Фотографии, загружаемые в Сообщество, должны быть четкими, не замыленными, с достаточным светом.

4. Вы можете размещать ссылки на страницы в социальных сетях ТОЛЬКО в конце поста. Только ссылку. С условиями, что ни в посте, ни далее по ссылке не будет рекламных предложений (в посте, в комментариях, по ссылке и в активных ссылках в ней, не должно быть продаж, указания цен и коммерческих предложений) 4.1. В комментариях контакты запрещены

5. Ставьте тег “рукоделие с процессом“, если у вас показан процесс создания изделия, и наоборот, “рукоделие без процесса“, если процесса нет. Это поможет пользователям, которые ищут инструкцию как сделать изделие

6. Не публикуйте посты состоящие только из фото или малоинформативного видео без описания. Такие посты будут переноситься в общую ленту.

7. Адмодеры, @admoders , будут переносить посты нарушающее правила сообщества в общую ленту без предупреждений, а только оставляя ссылку на пункт правил. В случае устранения несоответствия правилам, ТС может призвать moderatorа или admoders для возврата поста в сообщество.

Полезная информация

История появления бирдекелей

На сегодняшний день мало какое заведение из категории пивных баров, ресторанов или ночных клубов обходится без таких аксессуаров как бирдекели (они же костеры, бирматы, подставки под бокал, или же попросту подстаканники), которые являются небольшими подставками под пивные бокалы выполненными из специального пивного картона с абсорбирующими свойствами. Данное обязательное дополнение к пивному бокалу является и очень полезной вещью, так как его прямое назначение – это защита поверхности стола от влаги или же высоких температур. Бирдекели, кстати, несмотря на свой современный вид, были придуманы почти двести лет назад, об истории их появления и хотелось бы рассказать.
Началом послужила любовь немецких мужчин XIX века после тяжелого рабочего дня посидеть с друзьями в таверне, баре, пабе за бокалом-другим холодного пенистого напитка. Зачастую пиво распивалось на открытом выздухе при питейных заведениях, что, безусловно, приводило к попаданию в пенный напиток различных насекомых, пыли с дорог и т.п. Богатые завсегдатаи баров нашли решение данной проблемы и прикрывали свои бокалы специальными крышками выполненными из серебра, либо олова. Это изобретение и послужило рождению прототипов бирдеклей, так как само слово “bierdekel” переводится с немецкого как “пивная крышка”.
Для не столь богатых особ, владельцы баров и иных питейных заведений, в дополнение к заказанному бокалу пива стали подавать маленькие фетровые коврики. Поскольку изготавливались они из очень плотного войлока, жесткость их была достаточной, чтобы также прикрывать бокал либо кружку с напитком, выполняя функцию крышки. Но у этих бюджетных крышек было и другое свойство – отличная впитываемость, что послужило их использованию внутри помещний также и в качестве подставки для защиты поверхностей столов и барных стоек от попадания влаги. Подобного рода бирматы (бирдекели) могли использовать многократно, так как они подлежали стирке и после сушки были вновь пригодны к использованию.
Такого рода изобретение использовалось достаточно долго, до тех пор, пока в 1893 году, в городе Дрезден, немецкий промышленник Роберт Шпут не получил патент на свое уникальне изобретение – бирдекели изготовленные из формованного волокна. По технологии этого изобретателя бирдекели стали делать из бумажной массы жидкой косистенции, которая заливалась в круглые формы. Когда влага испарялась, залитая масса принимала вид монолитной цельной формы. За счет дешевизны самой технологии, популярность бирдекелей подскочила настолько высоко, что это изделие стало использоваться почти в каждом питейном заведении уже в конце XIX века.
Чуть позднее, бирматы стали дополняться рисунками и изображениями, которые наносились вручную после изготовления. Данная технология активно жила аж до 1920 года. Изначально печать на костерах была одноцветной, но лишь до прихода 20-х годов двадцатого столетия, после чего печать стала многоцветной. А уже в шестидесятых годах XX века появилось промышленное оборудование, которое позволяло поставить производство на поток: большие листы картона на которые наносился рисунок, потом просто разрезались на нужные формы станочным способом. Спустя еще 10 лет, в технологию производства бирдекелей пришли офсетная и трафаретная печать.
Рекламодатели не стали медлить и воспользовались новым инструментом продвижения бизнеса почти сразу, с появлением печати на бирдекелях в 20-е годы, в это же время были запущены первые рекламные кампании на бирдекелях. Все это привело к колоссальному росту объемов производства бирматов, и вскоре бирдекели стали предметом коллекционирования для многих людей. Такое коллекционное увлечение, естественно, зародилось в Германии под названием тегестология.

Сегодня же, бирдекели могут обладать асболютно любой формой: овальные, квадратные, прямоугольные, шестигранные и это не предел… Так например австралийская пивоваренная компания FOSTERS выпустила подставку под пивной стакан, которая напоминала свой формой очертания материка Австралия. Хотя уже много десятилетий, основными формами бирдекелей являются круг и квадрат с закругленными углами, размеры варьируются от 90 до 110 мм.
Так как бирдекель находится всегда перед глазами во время употребления напитка, то он сам по себе является отличным рекламным инструментом, который безусловно подчеркивает уникальный стиль заведения, повышает узнаваемость бренда и, как следствие, увеличивает объем продаж самого пива.

Бирдекель, что это такое?

История
При переводе слова “бирдекель” можно испытать некоторое замешательство – оно переводится с немецкого буквально, как “пивная крышка”. Почему же “крышка”, если бирдекель подкладывается под бокал? Ответ кроется в истории происхождения этого предмета.

По свидетельству историков, дата возникновения первых бирдекелей (еще совсем не таких, как сегодня) уходит своими корнями в XIX век. Пивные кружки тогда делились на два разряда: для состоятельных и небогатых людей. Отличительной чертой “кружки для богатых” была не только отделка, но и серебряная (в крайнем случае – оловянная) откидная крышка. Такие крышки часто были образцом изящного литья, являясь самостоятельным произведением искусства, но главное – исправно выполняли свою основную функцию. Они надежно прикрывали пиво, которое часто пилось на открытом воздухе, от насекомых, листьев и т.п.

Менее богатым посетителям пивных заведений предоставляли простые кружки без металлических крышек. В качестве последних трактирщики выдавали простому люду специальные фетровые коврики, которыми тоже можно было прикрыть кружку. Фетр, как материал для такого пра-бирдекеля, был выбран недаром – такой коврик был достаточно жестким, чтобы нормально прикрывать кружку (в помещении он подкладывался под кружку, эффективно впитывая пену и пиво, переливающееся через край).

Фетровые коврики были многоразовыми – ночью их прополаскивали и развешивали на просушку, а утром снова выдавали посетителям. Но, к сожалению, при таких условиях эксплуатации фетр становился, мягко говоря, негигиеничным и начинал пагубно влиять на вкус пива.

Читайте также:  Как определить наличие метилового спирта

Первый картонный “пивной коврик” появился на свет в 1880 году, а уже в 1893 году некий Роберт Шпут из Дрездена запатентовал процесс изготовления “подставок из формованного волокна”. По этой технологии подставки делали из бумажной массы – ее заливали в круглые формочки и оставляли там до тех пор, пока масса не подсыхала, приобретая вид монолитной пластинки (обычно для этого хватало ночи). Подставки Роберта Шпута имели диаметр 107 миллиметров (этот стандарт сохранился до наших дней – он рассчитан на диаметр традиционной немецкой кружки). По аналогии с фетровыми ковриками, толщина подставок составляла 5 миллиметров. Гигроскопичные и гигиеничные, а главное – недорогие (не жаль выбросить) картонные подставки быстро завоевали рынок и вытеснили фетровые коврики. С тех пор во всем мире общепризнанно лучшим материалом для изготовления бирдекелей считается специальный влаговпитывающий картон. Изготовленный из него бирдекель подается в пивных вместе с продаваемой кружкой пива. Единственным исключением из этого правила на сегодня являются, пожалуй, только развивающиеся в плане “пивной культуры” страны, в том числе – СНГ.

С одной стороны, о пивных подставках, как об атрибуте “культурного потребления пива”, знают уже практически все. С другой – отечественные предприниматели зачастую пытаются решить этот вопрос по своему разумению. В РФ имеют хождение различные “суррогаты” бирдекелей: пивные подставки, изготовленные из пластика или коробочного картона, иногда даже с глянцевой или ламинированной лицевой поверхностью. С практической точки зрения, они являются нонсенсом – основной функцией бирдекеля является эффективное впитывание пролитой жидкости. Для этого он обязательно должен изготавливаться из специального гигроскопичного картона. По нашим данным, качественного отечественного сырья для изготовления бирдекелей пока нет.

Первые бирдекели европейского качества появились в России в начале второй половины 90-х (около 1997 года). В это время развернули свою деятельность два официальных представителя европейских мэтров-производителей бирдекелей: ЗАО “Зовсак” (компания “Marienthaler”) и ООО “Экотек” (“KATZ International Coasters”). Несмотря на высокое качество предлагаемой продукции, спроса на нее не было. Использование бирдекелей предполагает определенный уровень культуры потребления пива, а он тогда был нижайшим. По словам представителей компании “Зовсак”, первые пробные партии бирдекелей (по 100 тысяч штук) изготавливались для МПБК “Очаково”, ОАО “Останкинский пивоваренный завод”, ОАО “Пикур” и ОАО “Ярпиво” по специальным очень низким ценам, практически бесплатно – для того только, чтобы убедить потенциальных заказчиков в том, что пивная подставка – полезный пивной атрибут. Тем не менее, относительный застой в деле продажи бирдекелей сохранялся еще несколько лет – реальный спрос на пивные подставки появился только в 2000 году. Ситуация “переломилась” во многом благодаря тому, что в РФ пришли иностранные пивные группы, принесшие с собой свои представления о ведении пивного бизнеса. Они способствовали развитию сети пивных ресторанов и баров, культуры питья. На сегодня крупнейшими заказчиками бирдекелей в России являются концерны “Sun-Interbrew” и “ВВН”.

Оборудование и печать
Еще в начале XIX века появилась необходимость создания оборудования, позволяющего изготавливать крупные тиражи картонных поставок, а также машин для цветной печати на бирдекелях. Первое оборудование для полуавтоматической отливки пивных подставок было изобретено в 1928 году (компания “Katz”). Тогда же появилась печатная машина с производительностью 30 тысяч отпечатанных подставок из формованной бумажной массы в день.
Что касается печати, то вначале она была высокой, изображение наносилось на каждый бирдекель поштучно. Такая технология печати существовала вплоть до 20-х годов. До этого же времени она была однокрасочной.

Поскольку требования к качеству печати все время повышались, возможности высокой печати вскоре были исчерпаны. В результате этого в 70-е годы в области печати пивных подставок впервые была опробована технология офсетной печати. Ранее печать наносилась на заранее высеченные подставки. Теперь стало возможным отпечатывать сначала целые листы, а уже потом высекать из них подставки. Одновременно улучшалась технология печати подставок – сегодня уже стало возможным использовать мелколиниатурные растровые сетки 80-х годов и получать при этом отличное качество печати.

Следует подчеркнуть, что для печати по бирдекельному картону требуются специальные краски, не забивающие пористой поверхности картона и не препятствующие впитыванию влаги.
В наше время метод офсетной печати является общемировым стандартом (исключение – только маленькие тиражи, при производстве которых по-прежнему используется процесс высокой печати).

Основные функции современного бирдекеля
В наше время пивная подставка является важным атрибутом международной пивной культуры. Прежде всего, бирдекель служит для впитывания пролитого из бокала пива. Поднимая пивной бокал, можно не бояться, что с него на одежду капнет пиво. В России получить порцию пива в сопровождении бирдекеля можно, в основном, в стационарных барах, в летних кафе подставки встречаются намного реже.

Не менее важной, чем основная (утилитарная), является функция рекламоносителя. Уже в начале ХХ века на бирдекелях с рекламной целью размещались торговые марки пивоваренных заводов. Эволюция дизайна пивной подставки привела к тому, что в современной Европе она стала неотъемлемым и важным инструментом маркетинга и рекламы (а иногда – даже политики).*1 Большинство посетителей относятся к бирдекелям сугубо практически – рассматривают, а после использования – оставляют на столике. Но в большинстве своем они сталкиваются с бирдеклем в нерабочее время, чаще всего – в обеденный перерыв или после рабочего дня, в спокойной обстановке. Маркетологи утверждают, что именно в этот момент, когда сознание человека расслаблено, оно наиболее восприимчиво к рекламе. В неформальной, расслабленной атмосфере, рассеянное внимание клиента сосредотачивается на предметах, находящиеся на его столике. В таких условиях подставка под кружку с пивом становится весьма эффективным рекламоносителем.

В некоторых пивных странах, например – в Австрии, бирдекели используются местными официантками в качестве своеобразного средства бухгалтерии. В конце вечера по ним определяется конечная сумма, которую должен заплатить посетитель. Количество выпитого подсчитывается по количеству ваших бирдекелей, на них же официантки указывают стоимость закуски, выданной с пивом. Пивные подставки выступают в роли своеобразного “именного счета”. Подобная система у наших соотечественников может вызвать только понимающую улыбку, но для самих австрийцев “словчить” с подобной учетной системой немыслимо – посетители считают, что на карту поставлена их личная честь. Правда, привилегии “бирдекельной бухгалтерии” удостаиваются только постоянные местные клиенты. Туристы оплачивают заказ сразу же по получении.

Еще одной малоизвестной в России (и не самой серьезной на первый взгляд) функцией бирдекеля является игра. Сами фирмы-производители относятся к ней вполне серьезно: бирдекели активно используются в программах по продвижению, поддержанию и увеличению продаж определенных марок пива. Для этого организовываются различного вида лотереи, конкурсы и игры с использованием обычных и специальных подставок (например, в виде паззлов: собрал из нескольких пивных подставок единую картинку – получил приз). В номенклатурном ряду компании “KATZ International Coasters” представлены игровые бирдекели-рулетки (волчки, где осью служит воткнутая в центр зубочистка), бирдекели для игры в “крестики-нолики”, в мини-шашки, средневековую игру “старый мельник”. Кроме этого, существуют бирдекели с пазами для сцепливания в “змейку”, “бирдекели-веера” с надписью “Hallo!” для заведения знакомств, подставки-пазлы – всего не перечесть!

Используются для игр и обычные бирдекели. Например, для “frisbee” – в ней нужно ударить рукой по выступающей с краю стола стопке бирдекелей (так, как мы подбрасываем в воздух монетку), чтобы она взлетела в воздух и поймать ее в воздухе той же рукой. Если хотя бы один бирдекель упадет на пол – ход переходит к следующему игроку. Если игрок поймал все бирдекели – в стопку добавляется новая подставка. Тот, кто за один круг поймал меньше всех – проиграл (играют, естественно, на пиво). И хотя посетители пивных баров “сражаются” в “frisbee” довольно азартно, с шумом и гамом, обслуживающий персонал ни в коей мере не заинтересован в прекращении игры: ведь для того, чтобы добавить к стопке новый бирдекель, надо заказать и выпить добавочную порцию пива.

На этом перечень дополнительных функций бирдекеля не заканчивается. В Европейских странах на пивных подставках печатается разнообразная справочная информация и календари на текущий месяц (при этом могут употребляться светящиеся или ароматизированные краски), они используются для моментального розыгрыша призов, организации лотерей и в качестве льготных проездных билетов, а иногда – показывают температуру стоящих на них бокалов.

И, конечно, в каждой пивной, расположенной на открытом воздухе, бирдекель, как и встарь, выполняет функцию крышки на пивной кружке, предохраняющей пиво от “подарков” вездесущих птиц, сидящих тут же на деревьях, насекомых и прочих сюрпризов.

Картон для изготовления бирдекеля
Картон отечественного производства (глянцевый, коробочный и т.д.) не является гигроскопичным и по всем меркам не должен использоваться для изготовления бирдекелей (напомню, что главная функция бирдекеля – эффективно впитывать пролитую жидкость). Продукция, изготовленная из негигроскопичного картона бирдекелем не является. Ее, с грехом пополам, можно назвать “декоративной подставкой под пивной бокал”. То же самое относится к подставкам из пластика.

Лучший гигроскопичный картон изготавливается на машинах, которые рассчитаны на выпуск бесконечной картонной полосы (после она разрезается на листы необходимого формата или скатывается в рулоны). Первые машины для производства непрерывного листа картона появились в 60-х годах ХХ века, когда возникла острая необходимость удовлетворить возросший спрос на гигроскопичный картон и одновременно повысить его качество. За счет того, что процесс производства не прерывается, однородность картона высока, качество – стабильно. По словам специалистов, наиболее требовательными в области производства гигроскопического картона являются немецкие стандарты (особенно в области экологичности картона).

Степень гигроскопичности (влаговпитываемости) картона определяется его способностью впитывать необходимое количество жидкости за определенное количество времени (для тестирования берется площадь картона, равная бирдекелю, либо сама подставка диаметром 107 мм). При этом картон должен впитывать строго определенное, а не максимально возможное количество влаги. В противном случае качественная печать на нем станет невозможной (типографская краска – это тоже жидкость). Кроме этого, при печати такой картон впитает большее количество краски, что увеличит конечную стоимость продукта. Стандартная величина водной абсорбции составляет один миллилитр жидкости в течение 30 секунд. Картон при этом не должен разбухать или коробиться.

Читайте также:  Через сколько выветривается пиво?

Наиболее качественным считается гигроскопичный картон немецкого, шведского и финского происхождения. Он изготавливается из высококачественной еловой целлюлозы, которая отбеливается веществами, не содержащими хлор. Белизна такого картона очень высокая (чем выше белизна – тем лучше качество печати). Толщина различных видов гигроскопичного картона колеблется от 0,9 до 2,5 миллиметров. Внешне качественный картон выглядит гладким и однородным, волокна целлюлозы равномерно распределяются по всей его площади. Все волокна должны быть мелкими и одинаковыми по длине.

Картон низкого качества может эффективно впитывать влагу, в основном, за счет увеличенной пористости, что весьма затрудняет печать на нем. Обычно на подобный картон наносят тонкий слой специальной бумаги, которая делает возможной приемлемую печать. Но этот, более плотный слой, затрудняет проникновение влаги внутрь подставки. В результате влаговпитываемость снова понижается.

Некачественным считается и так называемый “волосатый” картон. Его поверхность не гладкая – высовывающиеся из нее в беспорядке волокна целлюлозы создают иллюзию торчащих из картона волосков. Качество печати на таком картоне снижается, внешний вид бирдекеля становится неопрятным. Длина волокон на тыльной стороне подобного картона неравномерна.

Форма бирдекелей
По европейским меркам к стандартным относятся круглая, овальная, квадратная и прямоугольная формы бирдекелей. К сложным – различные многоугольники и специальные форматы (например, сложной художественной формы или стандартной, но с внутренней просечкой). Форма бирдекеля определяется тем бокалом, который вы будете ставить на подставку. Круглый бирдекель 107 мм в диаметре рассчитан на стандартную немецкую литровую кружку – она имеет широкое дно.

Квадратные подставки 90х90 и 93х93 рассчитаны на бокал 0,5 или 0,33 литра с меньшим диаметром дна или ножки. По словам представителей компании “Зовсак”, в общем объеме российских заказов, которые они выполняют, около 30% занимают круглые, 30% – квадратные, 20% – овальные и 20% – нестандартные формы подставок.

Тенденции рынка бирдекелей
В условиях современной жесткой конкуренции производители пива, устоявшиеся и новоявленные, начиная развивать свою дистрибутивную сеть, неизбежно приходят к мысли о необходимости использования бирдекелей. Также общемировой тенденцией является активная пропаганда использования пивных подставок в домашних условиях. В традиционно пивных странах уже довольно часто потребителю при покупке бутылочного пива даются “в придачу” бирдекели, помогающие сохранить чистыми мебель и одежду. В Германии уровень потребления пивных подставок составляет 400 миллионов штук бирдекелей ежегодно. По единодушным отзывам экспертов, потенциал российского рынка достаточно серьезный, но для массового повсеместного применения бирдекелей рынок еще не созрел.

По словам представителей компании “Зовсак”, ожидать в РФ в ближайшие годы повышения ежегодной потребности в подставках до уровня 200-300 миллионов нереально. Но по достижении порога в 50 миллионов перенос части европейского производства подставок в Россию станет экономически оправдан. Пока что размещать такое производство в России невыгодно – техника для производства картона и самих бирдекелей очень специфична и стоит больших денег. Окупить ее при существующем низком спросе нереально.

По утверждению специалистов, наиболее выгодным мировым регионом в плане переноса производства сегодня является Китай. Емкость его рынка исчисляется в астрономических суммах. В последние годы там наблюдается бурное развитие пивного сектора, и за право закрепиться на китайском рынке сейчас ожесточенно “сражается” значительное число европейских компаний.

Что касается отечественной производственной базы, то она еще “не доросла” до уровня, необходимого для производства качественного гигроскопичного картона, но ее потенциальные возможности остаются большими. Изготовление подобного картона является довольно выгодным делом – целлюлозно-бумажные комбинаты могли бы реализовать его как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Тенденции в производстве бирдекелей
В послевоенной Европе наибольшим спросом пользовались (а соответственно – и производились) как можно более толстые подставки. Заказчики исходили из того, что бирдекель толщиной в 2-2,5 миллиметра впитает больше пива, лучше предохранит мебель. И это действительно так. Но позднее общеупотребимая толщина подставок была значительно уменьшена. В немалой степени этому способствовало то, что скорость впитывания жидкости определяется не толщиной, а общей площадью и пористостью гигроскопичного картона. В то же время, чем толще бирдекель, тем сильнее он разбухает, и, как следствие, деформируется.

Более толстая подставка “живуча”, она может использоваться многократно. Но реально бирдекель является одноразовым продуктом, рассчитанным на одного человека. Среднестатический же европейский посетитель выпивает в баре три кружки пива, после чего клиент уходит, а пивная подставка, соответственно, выбрасывается. Объем впитываемой влаги уменьшается пропорционально уменьшению толщины картона. Но для того, чтобы подставка впитала остаточные капли пива и потеки пены с трех кружек, достаточно даже 0,9 миллиметровой толщины бирдекеля. Если же клиенту достается подставка толстая и прочная, но б/у, на которой сохранились пятна пива – вряд ли ему это будет приятно. Поэтому особого смысла делать очень толстую подставку нет.
Вышесказанное способствовало тому, что средняя толщина бирдекеля в Европе снизилась сначала до 1,8 миллиметра, а потом – до 1,5 миллиметра. Если в барах и ресторанах подставку действительно использовать всего один-два раза, то для этого достаточно еще более тонкой поставки. Поэтому сейчас в мире активно “обкатываются” подставки в 1,2 и даже в 0,9 миллиметра.

Применение более тонкого картона позволяет заметно удешевить конечный продукт. При снижении толщины с 1,5 до 1,2 миллиметра выигрыш в цене составляет около 5%. Дальнейшее снижение удешевляет бирдекель до 8 и даже 10%. Для изготовления тонких подставок используются те же виды картона, но меньшей толщины, что позволяет сохранить их основные параметры. Картон толщиной 2,5 миллиметра используется сегодня, в основном, только под “спецзаказы” – там, где требуются особые гигроскопичность и качество.

На самом деле более тонкие, “одноразовые” бирдекели расходуются быстрее, и реально расходы при использовании более дешевых подставок снижаются незначительно (если снижаются). Но скорость оборота подставок в торговой сети при этом значительно возрастает, увеличивая их ценность, как рекламоносителя.

Немецкий городок, где делают бирдекели

В немецком городе Вайзенбах производят 75% бирдекелей в мире. Журналист Брайан Бликенстафф подготовил для сайта Eater репортаж с предприятия Katz Group. Pivo.by публикует перевод материала.

Немецкий город Вайзенбах. Фото: Tom Sekula

Морозным ноябрьским утром в немецком Шварцвальде я стою рядом с грудой древесины высотой с дом в зоне погрузки крупнейшего в мире завода, производящего бирдекели. Завод в городе Вайзенбах, население которого составляет 2 500 человек, является штаб-квартирой и главным производственным центром Katz Group. Каждый день он выпускает миллионы подставок под пиво. Компания производит 75% бирдекелей в мире.

Когда завод не работает на полную мощность, местечко совершенно безмятежно. Вдоль узких улиц выстроились фахверковые домики. Река Мург, приток Рейна, струится по центру города. Вдалеке на лесистом холме расположился замок. Когда директор завода спрашивает, есть ли у меня средства для защиты слуха, вокруг так тихо, что, кажется, я могу услышать, как течёт река. Тем не менее, я показываю пару берушей, которые мне выдали по прибытии на завод.

Вы можете не уделять особого внимания скромному бирдекелю, но он является важной частью барной атмосферы. В дополнение к своему прямому назначению — поглощению конденсата или пролитого — бирдекели удивительно функциональны. Круглые подставки могут быть использованы как импровизированные тарелочки. В тёплое время года вы можете накрыть бирдекелем бокал, чтобы туда не попали насекомые. Бирдекели также хороши для быстрых заметок; бирдекель в заднем кармане достаточно прочен, чтобы вы заметили его наличие прежде чем загрузить свои штаны в стирку, в то время как салфетку вы бы вряд ли заметили. В Кёльне бирдекели также используются для счёта количества выпитого. Кёльш, распространённый в этом регионе, подают в маленьких бокалах-флюте объёмом 0,2 л, потому в хорошей компании можно выпить и пять-шесть. Официанты отслеживают, сколько вы заказали бокалов, делая пометки на вашем бирдекеле.

При работе на полную мощность завод может производить 100 метров целлюлозного картона в минуту — это пять-семь миллиардов бирдекелей в день. Хотя сегодня Katz Group, безусловно, является мировым лидером, начинали они не с производства бирдекелей. Завод был основан в 1757 году как лесопилка, в то время как бирдекели, насколько нам известно, появились в 1892 году, когда изобретатель из Дрездена Роберт Шпут запатентовал метод заливки сжиженной древесной массы в формы.

Британский коллекционер Ян Калверт в своей публикации 2006 года «Руководство по коллекционированию бирдекелей» описывает первые подставки под пиво как «простые, одноцветные, с изображением только с одной стороны». Они были около 1/5 дюйма толщиной и 4,2 дюйма в ширину.

В девятнадцатом веке немецкие любители пива пили из керамических кружек. Богатые пользовались кружками из фарфора и были богато украшены, некоторые также были оснащены металлическими крышками на шарнирах. Крышка поднималась нажатием большого пальца на рычаг. Если крышки не было, чтобы накрыть кружку использовали кусочки войлока с вышивкой или напечатанными узорами. Иногда кружки ставили на керамические подставки, а в конце XIX века начали использовать картонные бирдекели.

Керамические подставки были тяжёлыми и часто приходили в негодность. Глиняные кружки были дорогими. Войлок плохо удерживал влагу. А бирдекели из прессованной древесины были недорогими, хорошо впитывающими влагу и сохраняли твёрдость при намокании. Хотя теперь их чаще подкладывают под бокал, слово Deckel переводится с немецкого как «крышка». Бирдекели также очень удобны для размещения рекламы.

На момент изобретения Шпутом бирдекеля, лесопилкой руководил Казимир Отто Кац. Он владел также другими предприятиями, в том числе пивоварней во французском городе Мец. Кац начал производство бирдекелей в 1903 году в Вайзенбахе. В 1909 году завод был полностью переоборудован. Вместо использования форм, подставки теперь нарезались из листов древесины. В 1919 году завод выпускал уже 15 тысяч бирдекелей в день. В 1930 году завод был снова переоборудован, и продукция выросла вдвое. Во время Второй мировой войны производство остановилось и было возобновлено только в 1948 году.

Потребление древесины из Шварцвальда в наши дни строго регулируется. Подлесок и небольшие деревья регулярно вырубаются, чтобы предотвратить пожары и создать условия для роста больших деревьев. Пиломатериалы, используемые на заводе, сделаны именно из этих срубленных мелких деревьев, которые растут в радиусе 200 км от Вайзенбаха.

Читайте также:  Новогодний стол 2020! Праздничный фуршет для встречи Нового года!

В обычный рабочий день уровень шума на заводе может достигать 100 децибел — это примерно так же громко, как низко летящий вертолёт. Главным источником шума является корообдирка, представляющая собой подобие огромной стиральной машины. Каждые полчаса её останавливают, чтобы вычистить песок и грязь. Кору продают для использования в качестве мульчи.

Далее брёвна загружаются на конвейерную ленту, которая передаёт их к измельчающей машине высотой с трёхэтажный дом, но шириной всего около 3,5 метров. Брёвна загружаются сверху и выходят снизу измельчёнными. После добавления воды древесная масса становится вязкой, как овсянка.

Затем древесную массу пропускают через бумагоделательную машину. Поступая на конвейер масса на 89% состоит из воды, но здесь её прессуют тяжёлыми валиками и нагревают до тех пор, пока она не приобретает привычную нам консистенцию. Во время сушки на древесную массу с обеих сторон наклеиваются тонкие листы белой бумаги, которые лучше подходят для печати, чем грубая волокнистая поверхность. Клей получают из пшеничного крахмала. При работе на полную мощность завод может производить в минуту около 100 метров целлюлозного картона в длину и двух метров в ширину. В конце полученную доску разрезают на квадратные листы необходимого размера. Каждый лист можно разделить примерно на 88 бирдекелей в зависимости от того, какую они имеют форму. Завод может производить от пяти до семи миллионов бирдекелей в день.

Интересное наблюдение о различиях пивных культур. В Германии рестораны, как правило, предлагают один сорт пива на розлив, и рекламируют его как свою визитную карточку, поэтому рекламу таких сортов наносят на бирдекели прямо на заводе. А в США чем больше у вас есть сортов пива на розлив, тем лучше, и рестораны сами наносят рекламу своего пива на подставки.

Я спрашиваю менеджера по печати, седого мужчину по имени Ральф Корц, есть ли у него любимый, знаковый бирдекель. На мгновение он задумывается, говорит, что никто никогда не спрашивал его об этом прежде, а затем щёлкает пальцами: «Salitos!».

На этих бирдекелях — фото бутылки пива с ароматом текилы на фоне мексиканских сахарных черепов (атрибут национального праздника — Дня мёртвых), исполненных в двух оттенках зелёного. Глаза черепов сделаны из зелёной фольги, которая мерцает на свету. Так что, если вам когда-нибудь попадётся в руки бирдекель от Salitos, не постесняйтесь положить его в карман и принести домой.

25 стильных бирдекелей

Журнал Hop Culture собрал 25 интересных вариантов подставок под пиво – от недорогих до роскошных. Можно выбрать что-то для себя или в подарок, а можно найти интересные идеи для хэндмейда.

Ковры

Ковру всегда найдётся место. Если не на стене и даже не на полу, то хотя бы на столе.

Бирдекели с рисунками Фрэнка Ллойда Райта

Подарите такие любителям искусства и современной архитектуры. Это, конечно, не полностью оплаченная экскурсия в «Дом над водопадами», но тоже неплохо.

Шикарные бирдекели

Эти одновременно винтажные и современные бирдекели сделаны и раскрашены вручную. Куда лучше, чем следы от бокалов.

Бланковые костеры

Если вы хоть немного художник в душе (или если у вас есть дети), бирдекели-самоделки – для вас. Можно помечтать о собственном пабе или собственной марке пива, вести на них подсчёты или играть в крестики-нолики.

Деревянные мини-паллеты

Эстетика минимализма сейчас крайне популярна, и эти мини-паллеты вполне в нее вписываются.

Подставки под пиво Kamenstein

Подставки изготовлены из пробки и древесины акации. Закругленные бортики хорошо держат бокал или банку – ни капли мимо.

Винтажные бирдекели Falstaff

Производство пива Falstaff достигло пика в 1965 году, а за следующее десятилетие сократилось почти на 70%. В 2005 году его перестали производить. Сегодня права на бренд принадлежат Pabst, хотя вряд ли это пиво когда-нибудь начнут производить снова. Но мы всегда будем помнить Falstaff как первый образец «большого пива», которое испортилось.

Деревянные бирдекели

Они напоминают семидесятые годы – деревянные приборные панели, дома, деревянные столы… Дайте волю ностальгии. К тому же они без рисунков: можно делать заметки или раскрасить и придумать какую-нибудь игру.

Бирдекели из переработанных пивных упаковок

Вы больше всех следите за пивными новинками и устали от друзей, которые пьют только массовое пиво? Ну, тогда их впечатлят даже такие бирдекели, сделанные из переработанных картонных «сикспэков» самых разных сортов.

Костеры из цемента и бетона

Вам нравится современный минималистичный дизайн с оголенными кирпичами и трубами? Эти прочные костеры отлично впишутся в интерьер в стиле лофт.

Костеры «Не загадьте стол»

Вы ответственный человек, а вашим друзьям наплевать на правила вашего дома и беспорядок, который они после себя оставляют? Вот решение проблемы.

Бирдекели The Beatles

В вашей семье есть битломаны? Ваш друг знает все слова песен Джона Леннона и Пола Маккартни? Тогда эти бирдекели для них.

Простые голубые бирдекели

Они созданы не для того, чтобы привлекать к себе внимание. Они просто делают свою работу – защищают стол, легко моются и храняться. Это просто силиконовые подставки под пиво.

Бирдекели « Пивной нерд»

Вы с гордостью называете себя пивным нердом? Или торжествуете в душе, когда вас так называют другие? Держите награду за «нердовство» — позолоченный костер.

«Виниловые пластинки»

В наборе – сразу несколько « записей» старой музыки. Конечно, поставить их на проигрыватель нельзя – зато можно посмотреть название песни и найти ее на ютубе. Или отправиться в местный магазин пластинок и купить настоящую.

Деревянные костеры с винтажными карикатурами

Вы и ваши друзья стареете? Ваш кутёж заканчивается в восемь вечера? Все торопятся в постель, вместо того чтобы заказать ещё по бокальчику? Для вас — костеры с шутеечками постарше вас самих.

Костеры в стиле джаз

Вы интересуетесь историей музыки? Мечтаете о давно прошедших временах прокуренных баров и страстного джаза? На этих костерах – Эллингтон, «Карнеги-Холл» и оркестр Fats.

Шерстяные бирдекели

«О, Скотт купил в свою новую квартиру подставки под пиво из мериносовой шерсти? Вау, Скотт такой крутой!». На его месте можете быть вы.

Костеры от Кейт Спейд

Ваша девушка только начала познавать мир пива? Или вы просто хотите добавить стиля вашему интерьеру? Не сомневайтесь, подставки от известного модельера будут к месту.

Костеры с винтажным цветочным рисунком

Сделанные и разрисованные вручную бирдекели лучше всего будут гармонировать с мутными IPA (да, впрочем, и с любым другим пивом). Такими не стыдно украсить стол к приходу тёщи.

Костеры из сланца

Brooklyn Slate делает костеры из сланца, добытого в штате Нью-Йорк. Этот «кусочек Америки» выглядит очень брутально, а служить будет вечно.

Набор плетеных костеров

Эти костеры сплетены афроамериканскими умельцами вручную из свитграсса – травы, традиционно применяемой для плетения корзин и другого рукоделия.

Костеры из дерева и мрамора

Если вы не можете себе позволить мраморную рабочую поверхность или столешницу, то мраморные подставки под пиво вполне доступны – и роскошно, и экономично. К тому же древесина тут не какая-нибудь, а манговое дерево.

Бирдекели с фольгой

Подчеркнут эклектичность интерьера вашего дома костеры, украшенные геометрическими формами из переливчатой фольги. Сделаны вручную.

Костеры из седельной кожи

Эти костеры – для действительно важных гостей. Никаких дурацких логотипов и брендинга – просто отличная кожа. В комплекте также кожаный держатель для их хранения.

Бирдекель



Слово “бирдекель” в переводе с немецкого означает “пивная крышка”. Почему “крышка”, когда бирдекель подкладывается под кружку? Ответ кроется в истории происхождения этого предмета.









Появились первые бирдекели в Европе в 19 веке. Состоятельные господа в то время имели пивные кружки с откидной крышкой, серебряной или оловянной. Крышка надежно прикрывала пиво, которое часто пилось на открытом воздухе, от листьев, насекомых и плевков соседей. Менее богатым посетителям пивных ставили простые кружки без крышек, к которым выдавали фетровые коврики. Фетр – материал достаточно жесткий, чтобы прикрыть кружку (в помещении он подкладывался под кружку, хорошо впитывая капающую с кружки пену). Фетровые коврики были многоразовыми, их стирали, сушили и снова выдавали посетителям.









В 1893 г. немец Роберт Шпут из Дрездена запатентовал процесс изготовления подставок из формованного волокна. По этой технологии подставки делали из бумажной массы. Ее заливали в круглые формочки и оставляли там до тех пор, пока масса не подсыхала, приобретая вид монолитной пластинки. Подставки Роберта Шпута имели диаметр 107 мм (этот стандарт рассчитан на диаметр традиционной немецкой кружки и сохранился до наших дней) и толщину 5 мм.









Картонные подставки быстро завоевали рынок и вытеснили фетровые. С тех пор общепризнанно лучшим материалом для изготовления бирдекелей считается специальный влаговпитывающий (гигроскопичный) картон. Степень гигроскопичности картона определяется его способностью впитывать необходимое количество жидкости за определенное время. Толщина гигроскопичного картона колеблется от 0,9 до 2,5 мм.












В послевоенной Европе больше всего производили подставок толщиной 2-2,5 мм. При этом исходили из того, что такая подставка впитает больше влаги и лучше предохранит от порчи мебель. Более толстая подставка может использоваться многократно, но реально бирдекель является одноразовым продуктом. Нынешняя средняя толщина бирдекеля европейского стандарта – 1,5 мм.













Лучший картон изготавливается на машинах, рассчитанных на выпуск бесконечной картонной полосы, которая после разрезается на листы необходимого формата или скатывается в рулоны. Первые такие машины появились в 1960-х. Когда впервые стали наносить на бирдекели разные изображения, это делали поштучно на каждой подставке после ее вырубки. Такая технология существовала вплоть до 1920-х. До этого же времени печать на бирдекелях была однокрасочной.















В 1970-х на бирдекелях применили офсетную печать; стало возможным отпечатывать сначала целые листы, а потом вырубать из них подставки. В современном пивном сервисе бирдекели помимо того, что исполняют для пивзаводов и отдельных пивных марок рекламную функцию, служат также и предметом развлечения для посетителей пивных заведений. Существуют бирдекели – пазлы, бирдекели – гирлянды для праздничного убранства, бирдекели – почтовые карточки с разлиновкой под адрес получателя и местом для наклеивания марки.

Ссылка на основную публикацию